На протяжении нескольких столетий международные грузоперевозки играют весомую роль в мировой экономике. Вначале роль перевозчика выполняли морские суда, а с появлением двигателей эстафету приняли автомобили и железнодорожный транспорт. И все эти годы наиболее длительным этапом в транспортной цепочке по доставке грузов были погрузочно-разгрузочные работы.
В 30-х годах ХХ века американцу Малкольму Маклину, владельцу небольшой транспортной компании, доставлявшей в местный порт хлопок для погрузки на суда, пришла в голову блестящая идея – не грузить отдельными мешками или ящиками, а придумать способ погрузки сразу всего объема доставляемого груза.
Тогда то и была задумана идея перевозки контейнеров – но не просто создание стандартных стальных ящиков, а и создание судна-контейнеровоза, и автомобильной контейнерной площадки, работающих по единым условиям.
Но сразу воплотить идею помешали многие факторы: Вторая мировая война, нежелание судовладельцев принимать участие в рискованном эксперименте, отсутствие поддержки властей и т.п. И все же, проявив настойчивость и купив небольшую судоходную компанию, 26 апреля 1956 года на собственном корабле «Ideal Х», переделанном по чертежам Маклина, отправился в путь первый груз из 58 контейнеров из Ньюарка в Хьюстон.
Этот наглядный пример, созерцать который по прибытию судна смогла высокопоставленная комиссия из чиновников и представителей делового мира, и стал отправной точкой в создании контейнерных перевозок. Дело сдвинулось с мертвой точки, поскольку как раз набирали силу мультимодальные перевозки, требовавшие частой смены транспорта, а единый стандарт контейнера здорово сокращал время на перевалку, поскольку подавляющее большинство грузов доставлялось навалом.
Но не всем новшество пришлось по вкусу, ведь для реализации столь масштабного проекта судовладельцы и хозяева портов должны были переоборудовать свои суда и причалы. И дело с продвижением контейнера двигалось медленно, пока не началась война во Вьетнаме.
Тогда же американские военные столкнулись с массовыми трудностями в снабжении военных подразделений всем необходимым – провиантом, боеприпасами, оружием и т.п. Все это доставлялось в порты Вьетнама хаотично и нерегулярно, и вся цепочка доставки давала сбой.
Малкольму Маклину удалось получить заказ на доставку крупной партии взрывчатки, и он не упустил своего шанса. Он полностью организовал схему поставки по задуманному сценарию, который сегодня знают все: подача контейнера на склад грузоотправителя, доставка в порт, транспортировка, разгрузка в порту и доставка к непосредственному грузополучателю (воинскому подразделению).
Первый же рейс показал потрясающую эффективность подобной организации – временные затраты сократились на 500%, а эффективность поставок возросла на 600% в сравнении с поставками навалом. Параллельно с военными поставками Маклин организовал перевозки оборудования в страны ЮВА, и к концу войны 80% всего грузопотока в данном регионе осуществлялось с помощью контейнеров.