Перевозка наливных грузов имеет свои специфические особенности. Во-первых, наливные грузы могут быть пищевыми и непищевыми. Пищевые виды наливных грузов: молоко, масло, спирт, уксус, плодово-ягодный сок, патока, шоколад. Непищевые наливные грузы: химические вещества, чистая нефть и нефтепродукты, сжиженные газы.
При перевозке пищевых наливных грузов, в отличие от не пищевых, необходимо получение санитарных справок и паспортов, выданных Госсанэпиднадзором. Цистерны и танк-контейнеры, в которых перевозят пищевые наливные грузы, должны быть оборудованы терморегуляторами. Данные приборы должны гарантировать постоянную температуру внутри цистерн и танк-контейнеров. Это особенно важно, если учитывать, что среди перевозимых пищевых продуктов есть скоропортящиеся (например, молоко, кисломолочные продукты, масло).
Непищевые наливные грузы также необходимо перевозить с соблюдением определенных условий. Например, химические вещества, к которым относятся: технические масла, краски, растворители и другие необходимо перевозить только в герметично закрытых цистернах (обычно это танк-контейнеры). Каждая из перевозимых жидкостей имеет определенный класс опасности. Именно поэтому для их перевозки требуется ряд специальных разрешительных документов.
Транспортировка данной категории так же, как и перевозка пищевых грузов, требует соблюдения определенного температурного режима. При резком повышении температуры химические вещества могут быть взрывоопасны. Иногда перевозка наливных грузов данной категории может производиться только каким-то одним определенным транспортом. В частности, перевозку жидкого бетона, а также других строительных растворов необходимо осуществлять с помощью автобетоносмесителей. Для перевозки асфальтобетона применяют автобитумовозы. В противном случае строительная смесь может затвердеть и потерять свои свойства.
При перевозке вязких масел (особенно в полярные районы, а также на дальние расстояния) необходимо использовать особые цистерны с автономным подогревом. В противном случае масло может затвердеть и потерять свои свойства.
Кроме того, при перевозке наливных грузов грузоперевозчики должны учитывать некоторые требования российского законодательства. Например, общий вес перевозимого технического масла не может превышать 21 тонну.
При перевозке нефти и нефтепродуктов используются специальные цистерны, имеющие датчики давления и температуры. Заливка танкеров и цистерн обычно производится с помощью системы специальных насосов, предотвращающих возгорание заливаемых жидкостей.
Сжиженные газы чаще всего перевозятся в герметичных автоцистернах, под давлением и в охлажденном виде.
Таким образом, грузоперевозчики, осуществляющие перевозку наливных грузов, должны обладать не только большим опытом в перевозке подобных грузов, но и большим парком автотранспорта для их перевозки и перекачки. Кроме того, опытные юристы могут учесть все особенности перевозки подобных грузов.